«Нам нужно создавать свои кормовые добавки, чтобы не ходить по всему миру с протянутой рукой»

Печать

«Нам нужно создавать свои кормовые добавки, чтобы не ходить по всему миру с протянутой рукой»

Валерий Афанасьев, президент Союза комбикормщиков России, доктор технических наук, профессор.

Сегодня почти 100% витаминов, ферментных препаратов, пробиотиков и основной объем аминокислот завозится в страну из-за рубежа. Если бы не поставки из Китая, на долю которого приходится 80% импорта, российские животноводы и птицеводы оказались бы в очень тяжелом положении. По планам Минсельхоза к 2030 году вопрос производства биологически активных веществ будет закрыт на 90–95% за счет импортозамещения. Какие трудности могут помешать достижению этой цели и что сегодня происходит на рынке комбикормов, рассказал президент Союза комбикормщиков России Валерий Афанасьев.

- Валерий Андреевич, как изменился рынок комбикормов в России за последние два года? Что перестроили в своей работе его участники?

- Я возглавляю отраслевой союз с 2001 года, и за это время такой стабильности, какую мы наблюдаем в течение последних 5–6 лет, в комбикормовой промышленности еще никогда не было. Объемы производства в этот период росли на 5–7% в год, прибавляя от 1,2 до 1,5 млн тонн – в первую очередь за счет строительства новых и реконструкции существующих комбикормовых заводов.

Однако в 2023 году прирост составил всего лишь 2,1%. Прежде всего, это связано с тем, что мы полностью обеспечили рынок комбикормов для птицы. Уже приближаемся к насыщению в сегменте свиноводства – дальнейший рост объемов возможен только за счет увеличения экспорта, в том числе в Китай, где высока потребность в свинине. Потенциал развития есть в направлении кормов для КРС, потому что эту нишу мы пока еще не закрываем на 100%.

В целом сама структура комбикормовой промышленности очень сильно поменялась. В 2003 году, когда мы делали первый анализ наших комбикормовых предприятий, доля самостоятельных производств составляла около 70%, на комбикормовые заводы птицефабрик и животноводческих комплексов приходилось 9% и на агрохолдинги – 18%. И совсем крошечную долю занимали малые комбикормовые заводы, которые работали преимущественно на розничный рынок (для ЛПХ и мелких ферм). Сегодня все по-другому: самостоятельные комбикормовые заводы составляют лишь 6% от общего количества предприятий. Причина в том, что выжить на рынке без своего потребителя, входящего в единую структуру, практически невозможно. Поэтому осталось только 5–6 крупных комбикормовых заводов, которые работают в первую очередь на специальные комбикорма – прежде всего, стартовые, которые являются очень сложными, а также для домашних животных и ценных пород рыб. Таким образом, вся наша комбикормовая отрасль сконцентрировалась в основном в холдингах (порядка 73%), которые производят продукцию в первую очередь для себя. В итоге рынок комбикормов сегодня очень куцый. Доля свободно существующих комбикормов на продажу не превышает 12–15%.   

Единственное «бойкое» направление – это производство премиксов. Там порядка 10 фирм на рынке, они все самостоятельные. Здесь высокая конкуренция.

- Сегодня практически 100% витаминов, ферментов, пробиотиков и большая часть аминокислот завозится из-за рубежа – в основном из Китая. Как можно оценить эти препараты по сравнению с европейскими продуктами, которыми мы пользовались раньше?

- Я уже 20 лет слышу на всех встречах и конференциях, что надо поднимать производство кормовых добавок и полностью импортозамещать этот сегмент. Потому что мы действительно почти весь объем импортируем, и в последние 2–3 года более 80% завозим именно из Китая. До начала СВО картина была другой – поставки в основном шли из Европы, сегодня на этот канал приходится всего 12–13%.

Что касается качества, скажу так – Китай очень разный. Есть продукция, ничем не уступающая европейской. Ведь многие крупные заводы, которые работают в КНР, построены европейскими фирмами. Поэтому сегодня кормовые добавки ведущих производителей Поднебесной полностью отвечают всем требованиям и не уступают мировым лидерам по качеству, питательности, усвояемости и т. д.

- Минсельхоз России ожидает, что к 2030 году страна будет обеспечена собственными биологически активными веществами на 90–95%. Удастся ли это сделать, на ваш взгляд?

- В последние годы правительство уделяет этому направлению очень серьезное внимание, однако есть одна сложность. Общая потребность в кормовых добавках у нас составляет 31–33 тыс. тонн, но отдельные витамины, например B2, B7, А100 и ряд других, нужны нам в крошечном объеме – скажем, 300 тонн в год. Создавать за счет частного капитала такое производство нерентабельно, с учетом того, что придется решать целый комплекс вопросов. Во-первых, мы потеряли за прошедшие десятилетия целые штаммы, которые теперь нужно разрабатывать заново. Во-вторых, надо создавать технологию и специальное оборудование, которого у нас в стране нет. И третий наиболее болезненный вопрос – это кадры. У нас когда-то было в стране 7 витаминных заводов, и мы полностью закрывали все потребности в витаминах и аминокислотах. Но сейчас остались один-два таких производств, и то они в основном работают на медицину. Соответственно, и специалистов нет. Кроме того, инвесторов сдерживает долгий срок окупаемости подобных проектов и дорогие кредиты.

Я уверен, что всю гамму основных аминокислот (лизин, триптофан, метионин и проч.) мы до 2030 года импортозаместим на 100%. Мы уже сейчас 70–75% используемого лизина производим сами. Но что касается небольших ниш, о которых я сказал ранее, то сюда частный бизнес вряд ли пойдет. Возможно, надо создавать с помощью государства крупные предприятия с прицелом на экспорт, как это делают в Белоруссии. Поэтому решить вопрос с витаминами будет сложнее – думаю, что к 2030 году сможем закрыть этот сегмент на 80–85%, не более.

- А как обстоят дела с оборудованием для комбикормовых заводов? Как оснащаются наши предприятия в условиях санкций?

- Могу с гордостью сказать, что если в 2003 году доля отечественного оборудования на комбикормовых заводах не превышала 25%, то за эти 20 лет наше машиностроение очень сильно подтянулось, и сейчас ситуация обратная – на российскую продукцию приходится 75%. Безусловно, здесь положительную роль сыграли санкции – наши предприятия быстро перестроились и начали выпускать оборудование, которое не уступает западным образцам. Конечно, сегодня нашим производителям серьезную конкуренцию составляют китайцы и турки, но в целом мы закрываем почти всю гамму по производству комбикормов. Есть отдельные нюансы с оборудованием для специальных комбикормов (например, для ценных пород рыб или домашних животных), но, я думаю, за пару лет этот вопрос тоже решится. Поэтому даже крупнейшие холдинги, которые еще недавно относились к отечественным разработкам с недоверием, уже оснащают свои новые комбикормовые заводы российским оборудованием.

И в комбикормовой промышленности тоже прошла техническая революция – мы за 10–15 лет реконструировали почти все существующие заводы и построили новые, которые отвечают самым современным требованиям.

- Как повлияли на комбикормовую промышленность новые подходы и тренды в кормлении сельскохозяйственных животных и птицы? Какие корма нужны аграриям, с какими новыми свойствами и характеристиками? Становится ли потребитель более разборчивым?

- Безусловно, сегодня потребитель стал очень разборчив. С недавних пор наши животноводческие компании интенсивно работали с зарубежными фирмами, которые предлагали свои технологии, свои породы скота и кроссы птицы, свои методы содержания и кормления стада. Мы очень многое почерпнули на Западе, и наши зоотехники, пройдя эту школу совместно с мировыми лидерами, серьезно повысили требования к качеству кормов.

Хочу еще отметить, что сегодня продолжается интенсивный рост производства комбикормов для КРС – на 7–8% в год. Это вызвано прежде всего содержанием высокопродуктивного стада, преимущественно из животных зарубежных пород, которые требуют обязательного сбалансированного суточного кормового рациона. Понятно, что тот же сенаж, силос и прочие грубые корма в сентябре и, скажем, в марте – это совершенно разное качество. Нехватка питательных веществ компенсируется только за счет комбикормов. Поэтому они сегодня составляют около 30% суточного рациона КРС. И тенденция такова, что все больше не только крупных предприятий, но и небольших ферм стремятся организовать свое производство комбикормов, чтобы обеспечить грамотный рацион, отвечающий потребностям конкретного стада.

Мы ожидаем роста производства комбикормов – с 35 до 40 млн тонн к 2030 году. Для сравнения: в СССР мы производили 53 млн тонн. Правда, сейчас сократилось поголовье скота, но, я думаю, цифра в 40 млн тонн – оптимальная, и именно столько должны производить наши заводы.

Опять же у нас еще массово используется цельное зерно при кормлении животных – в первую очередь в ЛПХ и мелких КФХ. Покупка комбикормов для крестьянина на селе – большая роскошь, поэтому он берет зерно, которое вдвое дешевле, и кормит им животных. По нашим расчетам, такие хозяйства потребляют около 7–8 млн тонн зерна. Если бы мы закрыли эту позицию комбикормами, уже вышли бы на 40 млн тонн.

- Проблема фальсификата, некачественных кормов – насколько она актуальна для отрасли и как может быть решена?  

- Не скажу, что проблема острая, поскольку сегодня организован очень строгий контроль внутри самих предприятий – потребителей комбикормов. Крупные холдинги имеют собственные лаборатории, оснащенные хорошим аналитическим оборудованием, и очень внимательно следят за качеством сырья, оценивая его по широкому ряду параметров. Еще 10–15 лет назад у нас половина той же рыбной муки на рынке была фальсифицированной – под видом датского, норвежского продукта продавали что попало. Сейчас такие случаи тоже бывают, но существующие методики позволяют легко выявлять подделку, поэтому уровень фальсификата резко упал.

В то же время у нас есть дефицит белка растительного происхождения, прежде всего бобовых культур (сои, рапса) – около 700–800 тыс. тонн. За десять лет мы почти в 2,5 раза увеличили производство собственной сои, преимущественно на Дальнем Востоке, однако переправить ее оттуда в Центральную Россию, где сконцентрировано 60% наших комбикормовых заводов, очень дорого. Как ни странно, покупка импортной аргентинской или бразильской сои часто обходится дешевле, чем дальневосточной. А наша соя почти целиком уходит в Китай, который с удовольствием ее покупает. Так что у нас еще есть незакрытая потребность в растительном белке – в том числе примерно в 8 млн тонн сои. Как известно, птицеводы сегодня отказались от рыбной муки, которая влияет на вкус мяса, и перешли на растительный белок. Да и в свиноводстве животный белок используется все меньше: он, кстати, тоже сейчас дефицитный, потому что отходов на мясокомбинатах стало меньше, и той же мясокостной муки не хватает.

- Помимо этих направлений, какие еще точки роста вы видите для комбикормовой промышленности в России? А где нас ждут трудности?

- Перспективы стабильные и обнадеживающие. Однако нужно поскорее решить вопрос с кормовыми добавками, чтобы мы не ходили с протянутой рукой по всему миру, выпрашивая препараты, которые к тому же за последние 3–4 года серьезно подорожали.

И еще, как я уже говорил, у нас остается большая проблема с кадрами. Специалистов не хватает на всех позициях – от инженеров до руководителей, да и уровень подготовки выпускников вузов заметно снизился. Мы уже обращались в Минобр и говорили о том, что надо возвращаться к старой советской системе образования, иначе потребность в кадрах для комбикормовой промышленности не закрыть. Надеюсь, что скоро мы увидим позитивные перемены в этом направлении.


Источник: sectormedia.ru
16.06.2024
689
Напишите комментарий
Внимание! Чтобы принять участие в обсуждении требуется авторизоваться

Новости

Все Новости

Статьи партнеров

Исследования показывают, что особое внимание стоит уделить коровам, которые заболевают маститом несколько раз за лактацию. Такие случаи могут быть при...

269

Карбофикс Бэйсик, Сarbofix™,  Карбофикс™– уникальный эко-адсорбент бактериальных энтеротоксинов и микотоксинов, способный обеспечить контрол...

308

Защищенный метионин для КРС. Мепрон (Mepron®) – единственный источник метионина для жвачных животных с содержанием 85% чистого DL-метионин...

250

Холин помогает коровам мобилизовать и переработать всплеск СЖК, возникающий после отела, снижая тяжесть жировой болезни печени (стеатоз). Холи...

1164

На состав коровьего молока влияют различные факторы. Наиболее важными являются порода, возраст и стадия лактации. Но кормление также играет важную рол...

1332

Концепция peNDF была разработана MERTENS (1997) в США. Как понятие структуры корма она объединяет содержание NDF (нейтрально - детергирующей клетчатки (НДК). Показатель peNDF рас...

1468

Ста-Хол (50% защищенный холин для коров) – новый революционный продукт. Ключевой продукт в программах по воспроизводству стада коров являе...

1274

Технологи и кормленцы работают во всем мире над задачей повышения эффективности кормления коров. Трудно разрешимой это задача казалась всегда особенно...

1211

Фальсификация - подмена дорогостоящих компонентов более дешевыми аналогами. Изменение качественного состава кормов и ингредиентов может обернуться серьезными проблемам...

5786

Кетоз (также называемый ацетонемией) — это нарушение энергетического обмена, которое приводит к увеличению количества кетоновых тел в крови. Они образуются тогда, когда потребнос...

1270

Уровень современных животноводческих хозяйств растет: они все больше узнают об эффективном кормлении, достигают отличных показателей продуктивности, совершенствуют управление рац...

1255

Статьи о скотоводстве

Добавление ненасыщенных жиров, особенно льняного семени, в рацион жвачных животных представляет собой многообещающую стратегию для снижения выбросов м...

01.10.2024
49

Добавление масел в рацион жвачных животных и уровень концентратов действительно оказывают влияние на ферментацию в рубце. Гранатовое масло, в частност...

01.10.2024
36

Независимо от типа молочной фермы, всегда необходимы подстилки определенного типа. Однако как сделать правильный выбор при таком количестве вариантов ...

07.03.2024
694

Работа стадного быка сезонная, но производитель должен обеспечить хорошее содержание быка в межсезонье, чтобы максимально соответствовать поставленным...

29.01.2024
401

Бесплодие коров и связанные с ним болезни репродуктивной системы являются серьезной проблемой, снижающей продуктивность молочного производства. Потери...

11.01.2024
260

Воспроизводство коров является важным процессом в животноводстве, так как позволяет поддерживать численность стада и получать молоко и мясо. Однако ин...

11.01.2024
424

На продуктивное долголетие коров, кроме кормления и содержания, влияют еще такие факторы как порода, генотип, селекция и т.д.

11.01.2024
303

Иммунная система молодняка на раннем этапе жизни зависит от антител, которые они получают из молозива. После отъема телята сталкиваются с необходимост...

31.10.2023
565

Выявление течки коров в больших стадах. Самая высокая плодовитость наблюдается, когда коров разводят в течение последних 10 часов стояния или в течени...

22.08.2023
1619