Рынок молока: рост объемов и новые рынки
Региональный директор по Сибирскому региону ООО «Эко-Нива-АПК Холдинг» Сергей Ляхов считает, что 2015 год для аграриев прошел под эгидой санкций и антисанкций, а также «достаточно серьезного роста себестоимости». «Значительно подорожали корма и расходные материалы, в общем, все то, где есть любая импортная составляющая. Даже в белорусских и отечественных тракторах до 40% зарубежных комплектующих, — приводит пример он. — С другой стороны, правительство в этом году как никогда за последние десятилетия повернулось лицом к сельхозпроизводителям, по крайней мере, пока в лозунгах, каких-то идеях и предложениях», — подвел итог он.
По мнению господина Ляхова, 2015 год для «Сибирской Нивы» сложился «более, чем удачно». «В животноводстве все прошло практически так, как и было запланировано. Мы вышли на производство 100 тонн молока в сутки, увеличили стадо до 4,2 тыс. голов, — делится собеседник «КС». — По итогам года продуктивность должна составить порядка 8,5 тысяч литров на фуражную корову. В среднем по году цена реализации сырого молока сложилась на уровне 27 рублей с НДС, в этом мы на 20–25% обходим основных своих конкурентов», — говорит он. В свою очередь Олег Подойма отмечает, что сегодня цена реализации сырого молока в регионе сложилась на уровне 22 рублей за литр, что незначительно превышает показатели прошлого года.
В настоящее время «Сибирская Нива» сдает до 90% произведенного молока на кемеровский комбинат, входящий в структуру компании Danone—Юнимилк, объем собственной переработки составляет 4–5 тонн в сутки, в 2016 году он будет увеличен.
Увеличение переработки молока в следующем году произойдет и в ЗАО «Агрофирма «Лебедевская». В настоящее время в компании перерабатывают порядка 25-30 тонн собственного молока в сутки, в первом квартале 2016 планируется ежедневно закупать на рынке еще 5 тонн.
Заместитель генерального директора ЗАО «Агрофирма «Лебедевская» Сергей Григорьев отмечает, что рост объемов растет «благодаря обширному рынку». Собеседник «КС» сообщил, что на текущей неделе в компании заключили соглашение с ритейлером «Холидей», что позволит выйти на рынок Кузбасса и Алтайского края. Вместе с тем, господин Григорьев констатирует, что внутри региона «конкуренция просто сумасшедшая». «В Новосибирскую область активно заходят крупные производители из Алтайского края, Кемеровской области, — говорит он. — Если мы перерабатываем в сутки порядка 25–30 тонн, то, например, алтайский переработчик, выпускающий продукцию под брендом «Молочная сказка», 400–800 тонн в день», — приводит пример Сергей Григорьев. Согласен с коллегой и коммерческий директор ОАО «Консервщик» Иван Халин. Он отмечает, что в компании значительно упал спрос на молоко в пленке. «Это связано с тем, что на рынок зашли производители из соседних регионов, которые предлагают молоко, в том числе, по цене в 24 рубля за литр для конечного покупателя», — сомневается он в качестве данной продукции.
Еще одной проблемой для молочного бизнеса в текущем году стало значительное подорожание упаковки. «Примерно в 1,5 раза возросла цена на рулонную упаковку, которую используют многие компании, разливающие молоко в пакеты, — объясняет Сергей Григорьев. — Ее стоимость выставляется за килограмм. Если в прошлом декабре этот вес стоил 120 рублей, то сейчас уже 190».