Почему цены на молоко не снижаются вслед за падением спроса

Печать

Почему цены на молоко не снижаются вслед за падением спроса

Депутаты Госдумы попросили Федеральную антимонопольную службу (ФАС) проверить справедливость цен на молочные продукты. Спрос снизился, молока в стране много. Но цены в магазинах только растут, торговая наценка на отдельные виды достигает 150%, утверждают парламентарии.

С февраля-марта 2023 года переработчики молока снизили закупочные цены на сырое молоко на 15-20% - с 35 рублей до 28 рублей за кг и ниже, указывается в письме на имя главы ФАС Максима Шаскольского (есть у "РГ"). Причина - падение спроса на молочную продукцию. Повышенные темпы роста инфляции в 2022 году (11,9%) и снижение реальных доходов населения (минус 1%) привели к тому, что потребители переориентировались на более дешевые продукты.

С другой стороны, слабый внутренний и внешний спрос, а также превышение в 2022 году плановых объемов поставок в рамках Союзного государства (из Беларуси) стали причиной роста складских запасов. В ключевых категориях молочной продукции они увеличились на 38% (0,4 млн тонн в молочном эквиваленте), в основном за счет увеличения запасов сливочного масла, сухого обезжиренного молока и сыров.

При этом, по данным Росстата, в прошлом году производство молока составило 32,98 млн тонн (на 2% больше, чем в 2021 году). И рост производства продолжается в этом году. За 2017-2022 годы было введено в строй и модернизировано более 1,2 тыс. объектов в молочном скотоводстве.

"Стимулированию потребления молочных продуктов и росту спроса во многом препятствует ценовая политика торговых сетей, устанавливающих входные пороги цен, при сохранении наценок 40-70% и выше, а по высокомаржинальным видам продукции до 100-150%, в результате чего цена на сырое молоко падает, а цена для потребителя растет", - говорится в письме. Проверить ценообразование стоит у аграриев, переработчиков и в торговых сетях, считают депутаты.

В ФАС "РГ" сообщили, что запрос поступил в службу - по нему проводится работа.

Как заявил "РГ" председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев, средние наценки на базовые молочные товары не превышают 10%, а розничные цены по ряду продуктов растут медленнее закупочных. Например, за январь-апрель 2023 года по отношению к тому же периоду 2022 года на пастеризованное молоко розничная цена выросла на 3 рубля, при этом закупочная (по которой предприятие продает продукцию торговой сети) - на 5 рублей, сливочное масло подешевело на 1 рубль при росте закупочной цены на 3 рубля, стоимость сметаны выросла на 3 рубля, а цена поставки в сети на 6 рублей. Проще говоря, молокозаводы повышают для торговых сетей цены больше, чем они транслируют на полку.

Цены на готовую молочную продукцию должны вот-вот снизиться в розничных сетях. Сейчас этот процесс постепенно идет, рассказал "РГ" генеральный директор "Союзмолока" Артем Белов. Корректировка цен на сырое молоко должна привести к снижению по всей цепочке - в переработке и на полке. Это будет способствовать оживлению спроса.


Источник: rg.ru
07.06.2023
276
Комментарии

Партнеры проекта