Рынок свинины Китая

Алекс Ковачевич / Генеральный управляющий компании Genesus в Китае
  
  
Следующие шаги ‘заправил’ отрасли свиноводства Китая
 
Цена, которую платят мясоперерабатывающие предприятия Китая производителям свиней в 2016 году постоянно растет, начиная с 17 RMB/кг живым весом и до максимальных 20 RMB/кг в июне (см. график ниже*). В августе цена немного понизилась до 18 RMB/кг ($2.71 USD/кг), полагаю, причина данного снижения кроется в комбинации двух факторов, во-первых, действительно очень жаркая погода способствует некоторому падению спроса и, во-вторых, поставки убойных свиней на рынок возросли. При таких экстремально высоких температурах, когда, даже с наступлением осени, все еще стоит жара (не зря это время года китайцы называют “осенний тигр”), большинство фермеров не в состоянии контролировать микроклимат в свинарниках и поэтому они предпочитают продавать столько свиней, сколько возможно.


  
При 18 RMB/кг производители свиней все еще получают очень неплохую прибыль, создаются планы по расширению, выплачиваются займы и заключаются фьючерсные сделки!                 
                                                  
Реализация одной рыночной свиньи приносит производителю от 800 RBM прибыли для профессиональных компаний и до 1200 RMB прибыли для мелких фермеров, такая разница объясняется структурой издержек откормочных объектов. Крупные компании, которые сами откармливают своих свиней, несут самые высокие расходы. А такие компании, как Wen’s, которые вообще не занимаются откормом, находятся в явном выигрыше. Возможно, в прошлом некоторые компании пришли к решению откармливать своих собственных свиней потому, что они видели преимущества в том, что могут сократить количество фермеров-контрактников и при этом поддерживать системы качества и управления внутри своего предприятия.                       
 
Тем не менее, сейчас эти компании видят, что преимущества такой бизнес-модели не перевешивают ее недостатки. Желание владеть и управлять своими собственными откормочными фермами является чрезвычайно капиталоемкой моделью, а когда вы при этом еще и хотите очень быстро нарастить мощности производства, этот фактор наоборот его замедляет. Для расширения нужны деньги, земля и рабочая сила, при этом, для откормочных ферм всего этого нужно больше, чем для объектов с циклом “осеменение - опорос”. И, хотя мы думаем, что текущие высокие цены на свинину продержатся на том же уровне еще в течение следующих 6 – 18 месяцев, кто, в конце концов, может это знать наверняка? Если у вас есть возможность более стремительно нарастить производство свинины путем привлечения фермеров, работающих на контрактной основе, которые займутся откормом ваших животных, у вас появляются более высокие шансы дольше извлекать преимущества от высоких цен, а затем, когда цена на свиней начнет снижаться, вы просто сократите число свиней для откорма, без простоя откормочных объектов и не теряя свои ресурсы. Большая часть производителей, с которыми мы общались, планирует строительство только свиноферм и намерены заключать контракты на откорм свиней. Тем не менее, один из крупнейших производителей рассматривает возможность реализации проекта в “русском стиле” – закрытой системы, работающей в цикле “опорос - откорм”, где все будет базироваться в одном месте, основываясь на убеждении, что эффективность функционирования крупномасштабного предприятия позволит максимизировать экономию средств, но, как мы поняли, сейчас они все-таки склоняются к мнению, что будет лучше применить “северо-американский стиль” и в основном разделить производство свиноматок и товарных свиней. Большая часть инвестиций будет нацелена на формирование стада свиноматок с высоким статусом здоровья в отдаленном месте, отвечающем требованиям биологической безопасности, откуда на скотовозах будут отправлять свиней на откорм на семейные фермы, расположенные недалеко от мест производства зерна и рынков сбыта. Достаточно интересно еще и то, что, как мы слышали, стоимость строительства свинофермы с циклом “осеменение - опорос” почти точно такая же, как и в Северной Америке (без учета стоимости земли). При этом, если принять во внимание тот факт, что китайские производители также используют зерно из Северной Америки для приготовления кормов, может показаться, что стоимость производства примерно одинакова.   
       
Итак, получая высокую прибыль, производители очень заняты, планируя дальнейшее расширение производства, но, поскольку все еще выплачиваются долги по займам прошлых лет и, принимая во внимание тот факт, что очень трудно найти подходящее с точки зрения биологической безопасности место для строительства, мы пока не слышали о том, что сейчас действительно ведется строительство каких-то новых ферм. Но уверен, это дело недалекого будущего...                                                                                                                              


И наконец, впервые со времени моего пребывания в Китае я встречался с несколькими производителями свинины, которые начали задумываться о создании своего бренда. В своих комментариях Джим Лонг уже поднимал вопрос создания бренда и, похоже на то, что идея президента Genesus находит свой отклик в Китае. Любой, кто когда-либо бывал в Китае, сможет подтвердить, здесь очень высоко ценится то, что можно характеризовать как “БРЕНД”. Конечно, в целом свинина может оставаться товаром широкого потребления, но тот, кто создаст реальный бренд для свинины, получит огромную выгоду. Высокие цены на свинину явились результатом падения предложения на рынке, следовательно, сейчас кто угодно может продавать всю имеющуюся свинину по премиальной цене. Правительство даже открывает свой рынок для импорного мяса, пытаясь управлять бушующими ценами. Тем не менее, когда будет найден баланс между предложением и спросом, мы станем свидетелями не только падения цен на свинину, но и накала конкурентной борьбы между теми, кого многие китайские потребители считают поставщиком более качественного мяса, например, между импортерами свинины из Канады и так далее и местными производителями. Компания Shanghai, владелец Smithfield уже сейчас ведет агрессивную рекламную компанию, как на телевидении, так и с массивным использованием других средств массовой информации, рекламируя свою “импортированную из Америки” продукцию из свинины. Если при этом посмотреть, что происходит в Китае на рынке молочных продуктов, мы увидим, что по причине низкой уверенности в качестве молока местного производства, очень высок спрос на импортные молочные продукты даже несмотря на их более высокую цену по сравнению с аналогичной продукцией местного производства. В большей своей части успех импортной продукции базируется на своем статусе “бренда”, подразумевающего более высокую безопасность пищевых продуктов по сравнению с отечественным производством. Как только увеличится уровень поставок свинины на внутреннем рынке, есть риск, что китайские потребители, которые все больше привыкают к импортной свинине, продолжат ее покупать и это будет происходить в ущерб реализации местной свинины, особенно в том случае, если цена импортного мяса будет оставаться стабильной. К тому времени появится высококачественная, имеющая свой бренд свинина местного производства, которая будет так же хорошо продаваться и сохранит высокую, премиальную цену. В настоящее время вся производимая в стане свинина стоит очень дорого, но необходимо помнить, что такая высокая цена обусловлена только низким предложением. А в будущем премиальную цену можно будет получить только за высококачественный, брендовый товар. Мне будет очень интересно увидеть, кто из крупных производителей, тех, кто может себе позволить большой маркетинговый бюджет, преуспеет в создании общенационального бренда. Возможно, это будут те, кто уже выстроил бренды в других направлениях для своих других продуктов, или первой станет ориентированная на маркетинг фирма, которая выполнит эту задачу и станет разработчиком бренда высококачественной свинины? И снова возникает вопрос – что было первым, курица или яйцо?        



Назад в раздел